Недавно по телевизору видела интересный и симптоматичный сюжет, иллюстрирующий ситуацию в нашей туристической отрасли. Сообщалась о банкротстве очередного туроператора - о приостановке своей деятельности объявила питерская компания «Солвекс-Турне», из-за чего пострадали почти 20 000 человек. Надо отметить, что это далеко не первая подобная новость за последние несколько месяцев.
Камера скользила по длинной очереди, выстроившейся к дверям офиса компании. Некоторые из тех, кто стоял в очереди, приехали прямо из аэропорта, так как из-за неоплаты авиабилета на самолет их сажать отказались. Запомнился мне один мужчина, рассказавший журналистам свою историю. Этим летом он два раза пытался уехать с семьей отдыхать в Грецию, но в первый раз обанкротился «Лабиринт» (или, возможно, другая компания, я точно не запомнила). При попытке улететь второй раз, уже в сентябре, обанкротилась другая компания - «Солвекс-Турне», о которой речь шла в репортаже, и теперь ему придется стоять в очереди и надеяться на компенсации от страховой компании.
Мне очень жаль этого мужчину и его семью. Два раза заплатить за одно и то же и все равно не побывать в солнечной Греции, не отдохнуть и не восстановить силы, а только получить дополнительный стресс! С другой стороны, я не совсем его понимаю. Разве не хватило одного раза, чтобы во второй попытаться организовать все самостоятельно, ведь это так просто сделать, имея лишь доступ в Интернет?
В любом случае, на мой взгляд, то, что творится в нашей туристической отрасли, возмутительно и иначе, как издевательство над людьми, не назовешь. Счет пострадавших идет на десятки тысяч (возможно, в результате всех банкротств уже достигнута показательная цифра в 100 000 человек).
Всю ответственность за банкротства сваливают на санкции (у нас теперь все экономические неудачи очень удобно связывают с санкциями), объясняют сложной политической и экономической ситуацией, падением спроса на туристические услуги и ослаблением курса рубля к доллару и евро. Объяснения вроде бы звучат правдоподобно и весомо, но даже в кризисный 2008 год банкротств было если не меньше, то столько же. И тогда, и сейчас туристы оказались абсолютно незащищенными, бесправными, брошенными за границей в сложной ситуации из-за неоплаченных отелей или, что еще хуже, обратных авиабилетов. Пресловутое страховое покрытие ответственности туркомпаний не настолько большое, чтобы выплаты достались всем и в достаточном объеме. А чтобы его получить, нужно буквально пройти все круги нашего бюрократического ада и, конечно, отстоять длинные очереди из таких же потерпевших.
Я вспоминаю еще один сюжет – на этот раз о женщине, отдавшей в обанкротившуюся компанию 500 000 рублей за отдых всей семьей в Таиланде. Полмиллиона рублей исчезли за один день, а представители Ростуризма на это находят один ответ - отдыхать в России. Отличный аргумент на претензию к из рук вон плохому регулированию туристического рынка, когда, отдавая деньги туркомпании, человек по сути играет в русскую рулетку.
Как же получается так, что люди добросовестно платят за свой отдых, а в итоге могут либо никуда не улететь, либо оказаться в ситуации, когда отель буквально выставляет их на улицу? Дело в том, что туроператоры и турагентства действуют по принципу пирамиды МММ: за прошлых клиентов по факту платят будущие. Эта хитроумная схема не укладывается в голове, но, получается, оплата происходит постфактум. Она бесперебойно работает только если никаких особых потрясений на рынке не происходит. Стоит только спросу сильно упасть, а национальной валюте ослабнуть, то обязательства перед авиакомпаниями и отелями оказывается невозможно выполнить – не хватает доходов от текущей деятельности. Так работают, кстати, не только туркомпании, но и сайты-посредники по продаже авиабилетов. С банкротством такого сайта (это была Eviterra) я столкнулась в конце 2013 года, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств 6 оплаченных мною билетов на общую сумму 115 000 рублей не были аннулированы.
Помимо пирамидной схемы, многие турагентства выбирают еще и весьма опасный путь демпинга, пытаясь во что бы то ни стало привлечь клиентов «горячими» предложениями. Туристам такой подход вроде бы выгоден – еще бы, улететь в Турцию за 5 000 рублей! Но в итоге за эти деньги редко можно получить действительно достойный продукт, и рано или поздно это может «аукнуться» банкротством компании, которая, получая прибыль за счет высокого оборота, не справляется со своими долгами и обязательствами, стоит только спросу немного упасть.
Почему же меня так беспокоит ситуация, которая сложилась вокруг туристической отрасли России, ведь я уже очень давно путешествую исключительно самостоятельно? Потому что, во-первых, это яркая и наглядная иллюстрация того, как на самом деле обстоят дела в российской экономике (в первую очередь от кризиса страдает сфера услуг) – ничего хорошего в ближайшее время ждать не приходится. Во-вторых, подчеркивает бесправие российских туристов. У чиновников готов один ответ – «отдыхайте в России!». Сами-то они предпочитают, что-то мне подсказывает, заграничные курорты.
В-третьих, ситуация в туротрасли, когда один за другим банкротятся туроператоры, обеспечивающие крупные заказы авиакомпаниям, повлияет и на самостоятельный туризм. Это значит, что количество рейсов из России сократится, а цены на них, вполне вероятно, вырастут, так как поток туристов иссякнет.
«Южный крест», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Нева-трэвел». Кто следующий? Мне кажется, волна банкротств должна заставить людей задуматься о том, что пора бы уже в такой стране, как наша, брать все в свои руки. Начать можно как раз с малого – организации собственного отдыха собственными силами, без привлечения посредников. Надеюсь, в ближайшее время не появится дополнительных препятствий в виде введения выездных виз и усложнения процедуры выдачи загранпаспортов.